Перед тем, как перейти к самому уроку и к его сути о взятии интервью я предлагаю разобраться, а что собственно такое интервью? Понятно, что это как детская игра «вопрос-ответ», но как же высказать, что это такое более понятно и грамотно?
Тут нам, детям 21 века достаточно просто - мы открываем интернет и смотрим в поисковиках значение слова «интервью». Вот, что нам говорит интернет:

Значение слова Интервью по Ефремовой:
Интервью - 1. Беседа на представляющие общественный интерес вопросы корреспондента радио, телевидения, газеты и т.п., предназначенная для распространения в средствах массовой информации. 2. Беседа по заранее намеченной программе со специально или случайно избранными собеседниками (в социологии).

Интервью в Энциклопедическом словаре:
Интервью - (англ. interview) - жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

Значение слова Интервью по Бизнес словарю:
Интервью - беседа, проводимая по заранее намеченному плану.

Значение слова Интервью по Финансовому словарю:
Интервью - один из методов опроса клиентов в маркетинговом исследовании. Осуществляется исследователем (маркетологом) по определенному плану с обязательной записью ответов на бланках стандартного вида.

Что ж, ничего особо не изменилось, всё та же детская игра в «вопрос-ответ», но теперь хотя бы представления об этой игре в журналистике стали пошире.
Переходим к следующей части урока, изучаем это понятие углублённо, а именно узнаём, как готовиться к интервью, чтобы не «завалить» его, как выудить нужные нам ответы на интересующие нас вопросы и как себя на том интервью вести? Для получения ответа на эти вопросы предлагаю прочитать одну главу из книги по журналистике.

Глава из книги
"Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы"
Интервью может провалиться по многим причинам, но это произойдет почти наверняка, если репортер к нему не готов. Тот, кто соглашается дать интервью, как правило, предполагает, что репортер будет максимально подготовлен и осведомлен. Неподготовленного репортера очень легко ввести в заблуждение, и, разумеется, добытая информация в этом случае будет малоценной. Компетентно поставленные вопросы располагают к диалогу большинство интервьюируемых.
Поэтому репортеру следует сначала прочитать все, что можно достать об интервьюируемом (или о предмете расследования). Для созданий его портрета опросите сначала тех, кто его хорошо знает. Разумеется, бывают случаи, когда герои интервью ранее не был объектом интереса газет. И даже в таком случае можно пронести полезные расспросы о вашем будущем собеседнике у членов его семьи, соседей, коллег по работе, учителей и т.д.
Затем репортеру нужно составить список вопросов, запомнить главные из них и во время интервью держать список наготове на случай внезапного провала памяти. Но список не должен управлять интервью. Уже первые вопросы и ответы могут придать беседе совершенно иное, чем предполагалось репортером, направление. В результате может получиться даже более удачный материал.
Интервью тет-а-тет гораздо предпочтительнее беседы по телефону. При личном общении, особенно если это происходит на работе или дома, репортер увидит окружение интервьюируемого. В этом случае интервью не прерывается и совмещается с личными наблюдениями репортера. Телефонный же собеседник может в любой момент отключиться, и тогда - конец интервью.
Репортер должен быть одет соответствующим образом, любезен и деловит. Во время интервью важно все время быть начеку и соответствующими вопросами возвращать разговор в нужное русло, если собеседник забирается в какие-то не относящиеся к делу области. Это не слишком легко для начинающих репортеров, особенно если их собеседники намного старше, знамениты или облечены властью. Но и в этом случае может помочь предварительная подготовка.
Как добиваться ответов
Популярные личности, привыкшие часто давать интервью, умеют отвечать на вопросы, не сообщая при этом ничего по сути дела. Особенно любят эту практику политики. В таких ситуациях репортер должен спросить себя: действительно ли он получил ответ на заданный вопрос или же ответ абсолютно ничего не означает? Если вопрос все-таки остался без ответа, попробуйте перефразировать его и задать еще раз. Можно даже сказать собеседнику, что он не ответил на ваш вопрос.
Те, кто не привык часто давать интервью, обычно пугаются блокнота или диктофона репортера. Можно ободрить такого собеседника, сказав, что вы заинтересованы в получении абсолютно точной информации. Если вы пользуетесь диктофоном, параллельно выборочно делайте записи - диктофон неожиданно может отказать. Если интервьюируемый все-таки стесняется блокнота или диктофона, сразу после интервью сядьте где-нибудь поблизости - прямо за дверью рабочего кабинета, например, - и восстановите разговор, набрасывая заметки или наговаривая в диктофон. Память может подвести, и то, что кажется совсем свежим впечатлением, часто забывается уже по пути в редакцию. Кстати, диктофон - это надежная защита от ошибок при цитировании, так же, как и от претензий собеседника по поводу неверного цитирования.
Интервью обычно проводится тет-а-тет: репортер и интервьюируемый. Иногда мудрым шагом будет проведение интервью вместе с еще одним репортером - один задает вопросы, другой записывает. Это особенно полезно при подготовке материалов-расследований, например, когда предполагаемому правонарушителю предоставляется для комментария доказательство его преступления.
Предварительные любезности
Почти всегда о длительных интервью договариваются заранее. Профессиональные манеры репортера не исключают кратких предварительных любезностей. Так, репортер должен быть уверен в том, что произносит имя собеседника правильно: искаженное имя может сильно повредить беседе.
Смысл любого интервью в том, что ваш собеседник должен говорить. Если он молчит, попробуйте сказать, что вы только выполняете свою работу и хотите сделать ее хорошо.
Несколько дополнительных советов по ведению интервью
1. После нескольких кратких любезных фраз начните с легкого или менее спорного вопроса, оставив самые трудные на конец разговора. Иногда можно растянуть вступительную часть и дать собеседнику поговорить немного о том, о чем он хочет. Когда тон и настроение разговора установятся, переходите к самым простым из ваших вопросов.
2. В начале разговора задайте вопрос-другой, на которые вы сами знаете ответ. Это поможет проверить, насколько правдив собеседник. Относитесь скептически к любому ответу, который нельзя проверить. Ваш собеседник, особенно если это политическая фигура, может иметь свои планы относительно интервью.
3. Записывая ответы, отмечайте также, как одет собеседник, как себя ведет, что его окружает - это те специфические детали, которые помогут вам воссоздать место действия для читателя вашего материала.
4. Убедитесь в том, что понимаете ответы. Если сомневаетесь, попросите объяснить. Если сомнения остались, опишите ваше понимание ответа и спросите у собеседника, верно ли оно. Это особо важно в беседах на научно-технические темы.
5. Задавайте вопросы, на которые нельзя ответить односложно - "да" или "нет". Незавершенные вопросы обычно вызывают более откровенные ответы.
6. Попробуйте начать вопрос с "как" или "почему" - "Как вы себя чувствовали в тот момент?" или "Приняли бы вы такое же решение еще раз?" и так далее. Такие вопросы помогают вам больше узнать о собеседнике.
7. Метод, сходный с предыдущим. Задайте вопрос: "Что удивило вас (в такой-то ситуации)?" Иногда это может много добавить к вашим наблюдениям.
8. Поговорите о биографических подробностях. Вызовите собеседника на разговор о нем. Спросите: "Какое самое тяжелое переживание связано у вас с...?"
9. Ведите разговор так, чтобы всегда предполагался ответ. Не просите: "Не хотите ли прокомментировать то-то и то-то..." Собеседник может сказать "нет". По возможности задавайте вопрос так, как будто вы уже знаете ответ или часть ответа.
10. Если собеседник уклоняется от ответа, перефразируйте вопрос и задайте его снова, но немного позже.
11. Опираясь на свои предварительные исследования, задавайте вопросы типа: "О вас говорят так-то и так-то. Какова ваша реакция на это?"
12. Используйте так называемую "беременную" паузу. Если собеседник сразу не отвечает на вопрос полностью, тихо ждите, изображая ожидание. Часто по мере того, как убегают секунды, собеседник делает для себя заключение, что вам нужны еще какие-то детали, и дополняет короткий ответ. Трюк заключается в умении с пользой "перемолчать" собеседника.
13. Когда беседа близится к концу, начинайте задавать самые сложные вопросы, на которые, по вашему мнению, собеседник не склонен отвечать охотно. К этому моменту нежелание говорить может уже исчезнуть. Если оно все же имеет место, это не испортит ваше интервью, так как на большинство вопросов вы уже получили ответы.
14. Продолжайте беседу и после того, как вы закрыли блокнот и выключили диктофон. Это самый благоприятный момент для наиболее искренних ответов.
15. В конце интервью поблагодарите собеседника, который потратил на вас свое время, и договоритесь о возможности связаться с ним, может быть, по телефону, если вы вдруг обнаружите какие-то пробелы в своем материале.
Оставьте о себе самые лучшие воспоминания - ведь этот человек может не раз пригодиться вам в качестве информатора. Если есть вероятность того, что он не сможет приобрести газету, пошлите ему вырезку с опубликованным интервью.

Что ещё не мешало бы знать начинающему журналисту, так это какие виды интервью существуют. О видах интервью рассказано ниже.

Виды интервью
Метод интервью используется специалистами достаточно долгое время, и за это время наука, изучив важнейшие моменты в этой сфере, располагает несколькими классификациями интервью. Как и в кадровой работе, собственно в журналистике есть определенная система для того, чтобы знать, с чем ты работаешь и как нужно правильно строить общение, согласуясь с правилами, которые диктуют условия самого интервью. Существует несколько точек зрения, касающихся классификаций интервью. Виды интервью в журналистике можно рассматривать по разным основаниям.
Кроме информационной цели или цели дать портрет интервьюируемого, существует еще целый ряд вариантов этих целей, не укладывающихся только лишь в эти две. И с течением времени этот ряд удлиняется, потому что потребности населения в информации неуклонно растут. О предмете рассуждения и говорить нечего: кроме политики, криминала и происшествий есть огромное количество других тем. Также, если исходить из моей практики, не является решающим и социальное положение человека, у которого Вы собрались брать интервью.
Вам нужна информация, а у кого ее достать – знать это – Ваш профессиональный долг. Да, нужно согласиться с тем, что легче и проще найти пресс секретаря организации, нежели ловить ее президента, который в 99 процентах случаев не примет Вас сразу, а через своего секретаря назначит определенный день для интервью. Но решать, делать, допустим, статью или не делать, опираясь лишь на положение потенциального интервьюируемого, абсолютно неверно. В остальном в такой классификации всё имеет место быть. Российские же авторы работ по этой теме делают ударение на иные вещи при классифицировании интервью. Они выделяют следующие виды интервью:
1. Протокольное интервью. Его цель – получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики.
2. Информационное интервью. Цель – получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями.
3. Интервью портрет. Цель – раскрытие личности собеседника.
4. Интервью – дискуссия. Цель – выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблемы.
5. Интервью – анкета. Цель – выяснение мнения различных людей по одному и тому же вопросу.

Виды интервью по степени стандартизации:
1. Строго стандартизованное. Заранее составляются вопросы, которых журналист строго придерживается, не отступая ни от их формулировки, ни от порядка постановки. В таком случае вопросы направляться могут к собеседнику заранее, чтобы он смог подготовиться к встрече. Обычно это делается с помощью факса или электронной почты.
2. Полустандартизованное. Также заранее составляется список вопросов. Однако в ходе интервью журналист может перефразировать вопросы, менять их местами, задавать дополнительные вопросы, приспосабливаться к индивидуальности опрашиваемого, то есть углубляться в область особых его интересов. Другими словами, здесь у Вас больше простора для фантазии и возможностей построить беседу в более приемлемом для Вас и Вашего собеседника форме.
3. Нестандартизованное(оно же – свободное). Оно не предусматривает ни заранее составленного жесткого списка вопросов, ни строгого порядка следования тем. Журналист просто намечает, какие сведения ему нужны, пытается осуществить план. Этот вид интервью предоставляет инициативу журналисту, дает мах. Возможности для получения незапланированной информации, разработки неожиданно открывшихся тем и проблем. Впрочем, хочу заметить, что такой путь интервьюирования больше подходит опытным журналистам, потому как для тех, кто только начал работу в СМИ, необходимо как можно более четкое планирование Экспромт для них – далеко не лучший вариант. Бывает и так, что журналист собирается на встречу, прогоняет в голове перечень придуманных вопросов, будучи абсолютно и стопроцентно уверенным, что всё вспомнит в нужное время. Так кажется только с начала, не стоит доверять на сто процентов своей памяти.
4. Смешанный вид интервью. Начавшись интервью первого или второго вида, оно перерастает в свободное, вследствие непредусмотренной ситуации: отсутствие факта, подтверждающую гипотезу журналиста.

Для интервью, рассматриваемых с точки зрения отношения, со стороны интервьюируемого, нам важно установить причину, по которой собеседник ведет себя тем или иным образом, основание, на котором сложилось позитивное, равнодушное или негативное отношение к интервью. Умение интервьюера проявляется в том, способен ли он ослабить мотивы, препятствующие успеху интервью, и усилить благоприятствующие. Но в то же время в интервью с разговорчивым собеседником иногда бывает сложно не разговорить его, а удержать в рамках интересующей Вас темы. Это тоже одна из важнейших проблемных мест в технике проведения интервью.
Человек может знать очень много, и если он достаточно коммуникабелен, а Вы в достаточной мере справляетесь с координацией ситуации, может запросто «уйти» от нужной Вам линии разговора в сторону. В такой ситуации Вам необходимо уметь вернуть разговор в русло темы, иначе интервью затянется и превратится в пустую трату Вашего времени. Интервью в журналистике может использоваться для получения любых сведений – как фактических (вплоть до справочных), так и субъективных фактов сознания человека – мнений. Решая вопрос о выборе метода, Вам следует подумать о том, какие сведения нужны. Как их можно добыть, является ли в данном случае интервью наиболее быстрым и, главное, надежным способом их получения.

NB! Автор выложивший этот материал не претендует на авторское право этих строк за исключением 13 строк, которые были написаны для связи обрывков информации.